Святое семейство
«Святое семейство» (итал. Sacra Famiglia) — тип композиции, представляющий Мадонну с Младенцем, близкий к Умилению, но, в отличие от Умиления, с фигурой Св. Иосифа, мужа Девы Марии.
Тема «Святое семейство» появляется в западноевропейском искусстве относительно поздно, только в XIV в., и отражает евангельские события, следующие после возвращения семейства из Египта. Получив известие от Ангела о кончине царя Ирода, Иосиф с Девой Марией и Младенцем Христом возвратились в Назарет (Мф. 2:19—23).
Изображения Св. семейства трактовали в качестве земной троицы, соответствующей Троице небесной. В искусстве контрреформации встречаются композиции, в которых изображены одновременно Святая Троица (Бог Отец, Дух Святой в виде голубя и распятый Христос) и земная троица: Мария с Младенцем и плотник Иосиф. Мадонну иногда изображают с книгой (сравн. «Мадонна читающая») или с рукоделием, а Иосифа — за плотницким ремеслом (последнее трактуется в качестве аллюзии на изготовление креста Распятия).
Изображение Св. семейства на лоне природы, в тени деревьев выглядит мирной инверсией сюжета «Бегство в Египет». В картине Рафаэля «Святое семейство с ягненком» животное является намеком на будущую жертвенную смерть Христа. В другой картине, написанной в том же году, Рафаэль изобразил земную троицу с Елисаветой и младенцем (ее сыном) Иоанном Крестителем, что также является подтекстом будущих евангельских событий (сравн. «Анна Втроем»; «Встреча Марии и Елисаветы»; «Мадонна в гроте»; «Мадонна на лугу»).
На бандероли, которую держит Младенец Христос, написано: «Agnus Dei» (лат.) — «Агнец Божий». Еще одна картина этого типа — «Святое семейство», или «Мадонна с безбородым Иосифом» (Св. Иосиф как иудей обычно изображается с бородой), написана Рафаэлем в 1506 г., в ранний, флорентийский период творчества.
Согласно сообщению Дж. Вазари, похожую картину Рафаэль создал для флорентийского заказчика Таддео Таддеи. Однако, по сообщению того же Вазари, две картины с изображением Мадонны, «маленькие, но превосходные, второй его манеры», Рафаэль выполнил в Урбино для герцога Гвидобальдо Монтефельтро. Это вносит некоторую неясность в происхождение данной картины.
В 1772 г. картина в составе знаменитой коллекции банкира Пьера Кроза, приобретенная императрицей Екатериной II, поступила в Императорский Эрмитаж в Петербурге. В 1827 г. картину переложил с дерева на холст мастер А. Митрохин. Исследование картины в инфракрасных лучах позволило выявить подготовительный рисунок, сделанный на доске рукой Рафаэля. В рисунке Св. Иосиф несет на себе гораздо в большей степени, чем в живописи, следы воздействия Леонардо, напоминая характерные головы его старцев.
Санкт-Петербург. Святое семейство. 1645. Эрмитаж.
|
The Holy Family. Святое семейство. Рафаэль, Санцио.
|
Рафаэль Санти. Святое семейство с ягнёнком. 1507. Прадо.
|