A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ремарка


(по-французски remarque)

Ремарка 1) В гравировании – компактное изображение на полях оттиска, иногда вообще не связанное с сюжетом гравюры. Иногда ремарки создавались как «проба пера» - испытание инструмента до начала работы над гравюрой. Порою ремарка имеет и самостоятельное художественное значение, дополняя изображение гравюры.

2) Замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали.

3) В драматургии, театре - замечание автора в тексте пьесы (обычно в скобках), поясняющее обстановку действия, а также внешность и поведение действующих лиц: их уход, приход, передвижение по сцене, поступки, жесты, интонации.

Главное содержание ремарки — указание места и времени действия, а также сценических поступков и психологического состояния персонажей. Как общее правило, ремарка выполняет чисто служебную функцию, но иногда она может превращаться в самостоятельную художественно-повествовательную часть драматургического произведения. Ремарка в истории драматургии не имела одного и того же значения и не была однородной. В античной драме ремарка служила для обозначения передвижений актеров и указывала входы и выходы. В средневековом театре встречающиеся иногда в тексте литургической драмы ремарки указывали на театрализацию церковной мессы. Театр Возрождения, воспитанный на Сенеке, писавшем, как известно, свои трагедии для чтения, а не для постановок, культивировал ремарки в очень слабой степени.

Таковы декламационно-риторические трагедии итальянцев Триссино, Ручеллаи, Джиральди и французов Жоделя, Гарнье, Скюдери и других, близкие к повествовательному жанру. Очень незначительно количество ремарок, отличавшихся явно технически-служебной ролью в драматургии испанского и английского театров XVI и XVII в., где сами драматурги были часто актерами или постановщиками (Лопе де Вега, Кальдерон, Гейвуд, Шекспир, Бэн Джонсон и другие). Мало заботились о ремарках и французские классики XVII века, декламационные трагедии которых свободно обходились без детальных указаний на переживания и действия персонажей.

Ремарка. Репертуар. Репетиция Иногда ремарка дополняет сведения о персонажах: их возраст, черты характера, детали биографии. В 20 в. встречаются биографические и беллетризованные ремарки (М. Метерлинк, Б. Шоу, Ю. О'Нил, А. Миллер, В.В. Вишневский).

4) В кинематографе - словесное воплощение непрерывного действия сценария. В отличие от театральной ремарки, которая очень кратка и оставляет максимум действия для режиссёра или актёров, кино-ремарка занимает существенный объём сценария. Ремарка — это образная характеристика свершающегося в настоящий момент действия. Характеристика персонажей, событий, романтических ситуаций и обстановки. Сценарная ремарка не просто называет действие, а дает его образно-кинематографическое, литературное прочтение, оставаясь точной и зримой, так как при чтении сценария мы должны видеть действие. В системе внешних действий ремарка выявляет содержание сценария, внутреннее движение драматической ситуации.

Описательная часть сценария (ремарка) не нумеруется, границы планов не обозначаются (как в режиссёрском сценарии), но на основании авторского решения можно представить себе монтажную последовательность кусков. Естественно, писатель, работая над сценарной ремаркой, проявляет свой литературный талант не только в строении фразы, её ритма, системе сочетаний слов и так далее, — задача его более сложна. Сценарная ремарка может быть на том же художественном уровне, что и абзац хорошей прозы, но она же может быть информативной, если это вытекает из существа задачи.

Тип ремарки целиком зависит от внутренней задачи произведения и, если диалог ведет действие, то ремарка поневоле становится краткой, то есть выполняет вспомогательную функцию. Но иногда описательная часть требует более подробного рассказа, особенно в случаях, когда диалог отсутствует или занимает подчиненное место.

Бернард Шоу
Бернард Шоу.

Портрет императора Николая II
Портрет императора
Николая II
с портретом-ремаркой
наследника-цесаревича
Алексея Николаевича.
В.А. Серов. 1913 г.

Всеволод Витальевич Вишневский
Всеволод
Витальевич
Вишневский.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.