A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаика


(от греческого archaios - древний)

Надгробный сфинксИскусство раннего, начального этапа развития того или иного исторического типа, направления, стиля, школы. Чаще этот термин применяют в отношении египетского искусства начала Древнего Царства (3200-2800 г. до н.э.), искусства Месопотамии, либо самого раннего периода развития античного искусства (в широком смысле: включая крито-микенское, или эгейское, искусство 3000-1100 г. до н.э.; в узком - собственно «архаический период» эллинской культуры: около 610-480 г. до н.э.)

Период архаики предшествует классике - наиболее полному раскрытию возможностей определенного исторического типа искусства, его расцвету. Поэтому обоснованно использование термина «архаика» для обозначения зарождения различных типов искусства в разные исторические эпохи. Архаическое искусство представляет собой достилевую стадию развития художественного мышления, характерную неоформленностью художественных идей, хаосом смутно осознаваемых возможностей. Своя архаика была в античности, архаическим является раннехристианское искусство и, отчасти, романское. Архаический период переживало искусство Византии и древнерусское искусство, архаические черты свойственны ранней Готике и искусству кватроченто - раннего Итальянского Возрождения.

Все искусство Северного Возрождения кажется архаичным рядом с Барокко и Маньеризмом. Каждый художник в своем индивидуальном развитии также переживает периоды архаики, классики (расцвета индивидуального стиля), а затем кризиса, упадка и, часто, вырождения своего искусства. Но, наряду с этим, все древнеегипетское или древнеамериканское искусство, многие проявления народного, наивного, примитивного творчества в целом можно охарактеризовать как архаичные в сравнении с художественными стилями европейского искусства XVII-XIX в. В истории искусства, таким образом, просматривается многомерное развитие художественных форм от архаики к классике, а затем вырождению и упадку, повторяющееся периодически, но не буквально, а по принципу «эволюционной спирали».

АполлонЭти стадии не дублируют друг друга по формам и содержанию. Но есть общие закономерности. В 1880-х г. датский археолог и историк искусства Ю.X. Ланге сформулировал «закон фронтальноетио архаической скульптуры Древней Греции и Египта. Его идеи блестяще развил немецкий скульптор А. Хильдебранд в книге «Проблема формы в изобразительном искусстве» (1893 г.). Швейцарский теоретик X. Вёльфлин, заметив, что Хильдебранд «научил его видеть», предложил свои знаменитые «пары» формальных категорий, присущие развитию разных исторических типов искусства: линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма, множественность и единство, ясность и неясность.

Первую (левую) часть этих оппозиций Вёльфлин относил к ранним, архаическим периодам развития любого художественного стиля, а также к искусству Классицизма, вторую - к поздним, наивысшим стадиям - искусству Барокко. Всеобщую, постоянно повторяющуюся в разные эпохи закономерность развития изобразительной формы Вёльфлин определил как «закон периодичности», а среди своих единомышленников называл А. Ригля, Ф. Викхоффа, А. Шмарзова, П. Франкла.

Ранние, архаические стадии развития искусства не имеют ярко выраженных признаков стиля. Их произведения отличают непосредственность, свежесть ощущения формы и некоторая неловкость, неразвитость приемов в освоении изобразительного материала, несовершенство средств, но и способность к поиску, радость первых успехов и предчувствие совершенства. В разных видах искусства архаические формы, как правило, характеризуются статичностью, плоскостностью, симметрией и замкнутостью формы, отсутствием динамики, графическим началом. Иногда эти качества канонизируются, как это было в искусстве Древнего Египта - тогда они обретают статус исторического художественного стиля. В своем завершенном «классическом» виде такой стиль называют геометрическим. Этим термином определяют, к примеру, античную вазопись X— VIII в. до н.э., не имевшую последующего развития и сменившуюся совсем иными, живописными стилями. В то же время архаическое искусство Крита XIII-XII в. до н.э. в своей сущности, по творческому методу является живописным и позднее оно было вытеснено геометрическим дорийским стилем. Но геометрическое искусство дорян долгое время сосуществовало с живописными формами ионийского искусства. Эти примеры доказывают только то, что общую закономерность смены архаической стадии классической необходимо рассматривать в границах конкретного исторического типа искусства.

Искусство архаики характерно также первобытным синкретизмом, невыделяемостью художественной деятельности из общей творческой активности человека, и неясностью границ отдельных видов и разновидностей искусства. В ходе перестраивания архаики в классику, усиливаются аналитические процессы, происходит размежевание и обособление видов и жанров искусства. Намеренное, программное следование качествам архаического искусства называется архаистикой.

Раскраска Коры архаического периода
Реконструированная
раскраска Коры
архаического периода.

Архаика (Таволжанские Игорь и Елена)
Архаика.
Таволжанские Игорь и Елена.

Архаический курос
Архаический курос.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.