Скульптура
(по-латински sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю)
Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Основные материалы, применяемые в скульптуре – глина, гипс, камень, дерево, металл и т.д, методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и т.д.
Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости — барельеф и горельеф). К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т.д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие, высокие, углублённые и контррельефы.
По функциональному содержанию скульптура делится на скульптуру малых форм (или станковую) и монументально-декоративную. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.
Монументально-декоративная скульптура рассчитана на определённое природное или пространственно-архитектурное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается преимущественно в местах общественного значения – в парках, на площадях и улицах города, в интерьерах и на фасадах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура конкретизирует архитектурный образ, дополняет выразительность форм строения новыми нюансами. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят монументы, городские памятники, мемориальные сооружения. Долговечность материалов и величавость форм объединены в них с широтой обобщения, с возвышенностью образного строя.
Станковая скульптура, не связанная непосредственно с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, жилые интерьеры, музеи, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной для неё средой. Тем самым очерчиваются особенности пластического языка скульптуры, преобладающие жанры (бытовой, ню, портрет, анималистический), её размер. Станковой скульптуре значительно более, чем декоративно-монументальной, присуща повествовательность, особый психологизм, интерес к духовному миру человека.
Станковая скульптура включает обширный круг произведений, которые предназначены для жилого интерьера, и во многом пересекается с декоративно-прикладным искусством. К подобной скульптуре относятся также монеты, медали и геммы. Скульптура малых форм может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж, малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн, и кинетическая скульптура (разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения).
Схематически процесс создания скульптурного произведения можно расчленить на ряд этапов: лепка (из пластилина или глины) эскиза и этюдов с натуры; изготовление каркаса для крупой скульптуры или щита для рельефа (железные стержни, проволока, гвозди, дерево); работа на вращающемся станке или вертикально укрепленном щите над моделью в заданном размере; превращение глиняной модели в гипсовую с помощью «чёрной» или «кусковой» формы; её перевод в твёрдый материал (камень или дерево) с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей чеканкой; патинировка или подкраска изваяния. Известны также произведения скульптуры, созданные из твёрдых материалов (мрамор, дерево) без предварительной лепки глиняного оригинала (т.н. техника прямой рубки, требующая исключительного мастерства).
Давид. Микеланджело.
|
Конная статуя императора Марка Аврелия.
|
Рабочий и колхозница. В.И. Мухина.
|