Тёрнер Джозеф Мэллорд Уильям
(23 апреля 1775 г., Лондон, — 19 декабря 1851 г., там же)
Британский живописец и гравёр, мастер романтического пейзажа, предтеча французских импрессионистов. Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден (впрочем, точная дата рождения оспаривается рядом исследователей). Отец художника был мастером по изготовлению париков и брадобреем. В 1785 г. Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.
Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству, и после пяти лет учёбы в школе 15-летнего Тёрнера приняли в Королевскую академию искусства. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера была выставлена на ежегодную выставку Академии художеств. Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 г. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии, а в 1802 г. стал её членом. В дальнейшем Тёрнер много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). С конца 1790-х г. разрабатывал мотивы голландских марин XVII в., пейзажей К. Лоррена и Р. Уилсона, обращался к библейским, мифологическим и историческим сюжетам, обнаруживая склонность к романтической фантастике, к воплощению драматической борьбы природных сил, к передаче редких световых эффектов.
Обучение у мастера архитектурного и топографического рисунка Томаса Малтона (Младшего) и изучение произведений выдающихся пейзажистов XVII в. оказали решающее влияние на концепцию пейзажа у Тёрнера. Он преодолел рамки описательности и пристрастие к изображению древностей и превратил пейзаж в средство выражения романтических переживаний. Это проявилось наиболее ярко в сотнях созданных им акварелей, где изображенное пространство насыщено светом и воздухом. Приемы изображения различных состояний световоздушной среды были перенесены затем в масляную живопись. В 1807 г. Тёрнер начал широко известную серию из 70 гравюр, выполненных в технике офорта и меццо-тинто для издания, получившего название Liber Studiorum.
Затем он пишет картины в духе классических пейзажистов, в частности, Лоррена ("Переход через ручей", 1815 г., там же), стремясь превзойти самого себя в изображении световых эффектов. Абсолютная свобода его техники дала повод обвинить его в непоследовательности — упрек, который заслужила уже его картина "Кораблекрушение". Теперь эта свобода выходит на первый план. С 1820-х г. манера Тернера, разрабатывавшего преимущественно жанр марины, становится ещё более свободной и динамичной, колорит строится на контрастах мерцающих тонов, часто объединённых в общей светлой гамме, предметные очертания сплавляются и дробятся. Его картины становятся более гармоничными и более творческими, а не эклектичными по духу; лорреновский свет теперь кажется более насыщенным, а классическая перспектива усложняется с помощью игры диагоналей.
Первым в европейской живописи Тернер изображал атмосферные эффекты. Туман, воздушная дымка на закате солнца, клубы паровозного пара или просто облако становились для него полноправными мотивами. Отвлеченность живописной характеристики, была совершенно новым качеством в искусстве этого времени, в какой-то мере предвосхитившим не только поиски французских импрессионистов, но и художественные достижения мастеров абстракционизма. Тернер создал серию акварелей "Реки Франции", в которую входила и очень тщательно проработанная акварель "Руанский собор", сделанная на основе набросков еще 1821 года. Она часто выставлялась в XIX веке и, возможно, послужила толчком для серии картин Руанского собора Клода Моне (1892—1894 г.). Моне не раз бывал в Лондоне, был, в частности, в 1892 году и изучал вещи Тернера. В некоторых акварелях Тернер предвосхищает Моне, стараясь запечатлеть одно и то же место в разное время суток.
Пожар в Парламенте в 1834 г. не только вдохновил Тёрнера на многочисленные этюды, но положил начало серии живописных работ на сюжет неистовства стихии и огня, в которых он произвел еще более свободные эксперименты в области цвета (Кливленд, Музей искусства). Таким образом, художник достиг мощного эмоционального воздействия света и окончательной свободы в тональной живописи. Сам сюжет его картин задает теперь центрические вихреобразные, наполненные изгибами линий композиции ("Снежная буря на море", 1842 г.). Стремясь выявить центростремительную композицию своих полотен, Тёрнер экспериментирует с новыми формами (квадрат, восьмиугольник). Его эволюция очень продуманна. Его лекции в Королевской Академии в качестве профессора перспективы свидетельствуют об интересе художника к теории, хотя своего рода символом его живописи тех лет стал "Этюд Ватто по принципам Фресноля" (1831 г., Лондон, галерея Тейт). Затем появилась картина "Свет и цвет (теория Гете)" (1843 г., там же), в которой художник использовал эмоциональные возможности цвета.
Особую известность Тернер завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»). Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе; ряд картин был выставлен только посмертно, и полностью его значение было оценено лишь в XX в. Основные произведения Тернера: "Улисс и Полифем", "Последний рейс корабля "Отважный"" (1838 г.), "Дождь, пар и скорость" (1844 г.), "Кораблекрушение".
Живописец скончался 19 декабря 1851 г. Он завещал свои картины («Наследие Тёрнера») Национальной галерее в Лондоне при условии, что две из них будут экспонированы вместе с произведениями Клода Лоррена, а остальные сто с небольшим — в «галерее Тёрнера». В 1897 г. большинство картин художника было передано в галерею Тэйт. При содействии последней было начато сооружение примыкающей к ней галереи Клор, специально предназначенной для размещения произведений Тёрнера. Галерея Клор была открыта для публики в 1987 г.
Замок Норхэм на рассвете. Дж. Тернер. 1840 г.
|
Пожар парламента. Дж. Тернер. 1835 г.
|
Переход через ручей. Дж. Тернер. 1815 г.
|