A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Saeculum argenteusa (Серебряный век)

Живопись Серебряного века «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» — литературная метафора для обозначения периода, счастливого для творчества, времени расцвета искусства, отмеченного, однако, грустными предчувствиями, ностальгией по «золотому веку» человечества, опасениями близкого краха идеалистических представлений.

В мифологической традиции сформировалась идея «веков человечества», отличающаяся от научной хронологии. Сначала на земле был счастливый «золотой век», затем последовал «серебряный», а после него — век войн и несчастий — «железный». В России «серебряным веком» называли рубеж XIX-XX столетий, период Модерна, в котором, в предчувствии скорых социальных потрясений, революций и войн, как бы подводили итог эпохе классического искусства.

Иногда русский «серебряный век» именовали по-французски: «belle epoque» («прекрасная эпоха»), что вызывает ассоциации с XVIII галантным веком, французским Рококо, искусство которого также развивалось в предчувствии крушения. Одним из свойств идеалистического творчества является игра, стилизация, уход в воображаемый мир (чаще в прошлое), стремление создать на основе любимых образцов искусства художественную реальность, отличную от материальной действительности.

Именно таким было творчество многих художников петербургского объединения «Мир искусства» и русских поэтов «серебряного века». В 1909 г. Волошин писал о крито-микенском искусстве (3 - 2 тыс. до н. э.), в частности о росписях Кносского дворца на Крите, что там «есть та изысканность форм и сознание сладости бытия, которые роднят её с французским восемнадцатым веком… Архаические царевны, современницы сотворения мира... носили корсеты, юбки с воланами, жакетки с открытой грудью... а волосы немного подвитыми на лбу, спущенными по спине и перевязанными широкими бантами...».

В русском искусстве «серебряного века» соединялись элементы французского Ар Нуво, неоготические стилизации, модерн-классицизм и «русский стиль». Не случайно с «грустным веком» ассоциируется яркий блеск серебра, мягкий лунный свет, переливы опала, или «лунного камня», перламутра и жемчуга. Поправляя мифологическую традицию, можно сказать, что после «серебряного века» наступил даже не «железный», а «каменный век».


Николай Смирнов. Серебряный век
Николай Смирнов.
Серебряный век.

Серебряный век русской живописи
Серебряный век
русской живописи.

Серебряный век. Русская живопись и графика 1900-1920 гг
Серебряный век.
Русская живопись
и графика.
1900-1920 гг.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.