A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Скульптура барокко

Скульптура барокко – художественный стиль в сфере скульптуры, характеризующийся подчёркнутой театрализацией образов, динамизмом поз, экспрессивностью лиц и жестов, специфической экстравагантностью. Сложился в XVII – первой половине XVIII века, как одна из составляющих эпохи барокко в культуре.

Апполон и нимфы'' (скульптор Франсуа Жирардон; барокко,1662-72гг Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации.

Первым новшеством, привнесенным скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, изображавших определенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.

Джан Лоренцо Бернини (1598-1680)

Бернини считается создателем и выразителем барокко. В его скульптуре воплотились основные элементы этого стиля: динамизм поз, резкий разворот тел, экспрессивность жестов и лиц, отполированная до блеска поверхность мрамора, а также множественность ракурсов, что позволяет воспринимать скульптуру с разных точек зрения. Бернини заставлял мрамор светиться, что придавало его так называемым «говорящим», в том числе придворным портретам особую жизненность. Он умел извлечь самое важное из пожеланий своих клиентов и, в сочетании с достижениями своих предшественников и всем художественным наследием, сводил все это к одной главной идее. Он включал зрителя в действие и создавал интерактивное пространство между ним и своим произведением. В число лучших его работ раннего периода входят «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623).

Расцвет творчества Бернини пришелся на правление папы Урбана VIII (1623—1644) и продолжался до 1660 г. Для придания большей выразительности персонажам скульптор усиливал мимику лиц и тщательно отделывал складки одежды. Наиболее выдающимися произведениями этого периода являются «Святой Лонгин» (1629—1638) в соборе Святого Петра, реалистичный и выразительный портрет Констанцы Буонарелли (1635), надгробный памятник папе Урбану VIII (1627—1644), где Бернини ввел полихромность, «Экстаз Св. Терезы» (1647—1652), - шедевр мастера, имеющий эротический оттенок, и балдахин в соборе Святого Петра (1657—1666), подчеркивающий величие папской власти. Последний период творчества скульптора (1670—1680) отмечен нарастанием духовного начала. Среди работ этого периода выделяется «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674).

Мифическое французское тщеславие

Французская скульптура XVII в. положила начало упадку, которого удалось избежать только некоторым авторам, сформировавшимся в Италии. В какой-то момент выделился Симои Джиллен, продемонстрировавший большой талант в создании портретов, которые в точности следовали академическим канонам. Жан Барин прославился как медальер в эпоху кардинала Ришелье. Жак Сарразин, прошедший итальянскую школу, соединил в своем творчестве классицизм и барокко и опередил стиль Людовика XIV. Братья Анжер также следовали итальянскому образцу, чтобы потом повернуться к более сентиментальному классицизму. Два скульптора, Франсуа Жирардон и Антуан Куазевокс, порвали с наследием Бернини. Оба работали на отделке Версальского дворца и были любимыми скульпторами короля. Жирардон ориентировался на классицизм, что проявилось в скульптурной группе «Аполлон и нимфы Тетиса» (1666) и надгробии кардинала Ришелье (1675-1677). Его последователь Куазевокс выделился в Версале в области отделки, в которой он отошел от классических канонов.

Выражение религиозного чувства в Испании

Говоря о скульптуре в Испании, мы имеем в виду всю территорию, контролируемую испанской монархией в XVII в.: Ломбардию, Неаполь, Фландрию и Америку. Скульптура барокко в Испании имела свою специфику: она отошла от традиций Ренессанса и сконцентрировалась на воплощении патетики, апеллируя к чувствам зрителей.

Грегорио Фернандес. Оплакивание Христа. 1617 В пластике установилась некоторая двойственность между реализмом и символикой: использовались сюжеты, взятые из реальной жизни, но предлагалось их прочтение в религиозном ключе. По форме скульптура была более близка к классицизму, а по содержанию — к барокко. Многие мастера работали в традициях народной полихромной пластики, а свое наивысшее воплощение скульптура XVII века нашла в полихромной резьбе, объединившей пластику с живо-писью. Не только церковь, но и королевский двор стимулировал ваятелей к созданию скульптуры из камня, в частности — надгробных памятников.

Учитывая местные особенности, принято различать несколько школ. Крупным мастером школы Вальядолида был Григорио Фернандес, прошедший путь от позднего маньеризма до вершин барокко. Интересна его работа «Пьета» (1617) для монастыря августинцев в Вальядолиде. В Андалузии вся деятельность сосредоточилась в двух городах — Севилье и Гранаде, где скульпторы подчеркивали реализм священных образов, но усиливали их эмоциональность и духовность. В Севилье можно проследить эволюцию от мистического и аскетического натурализма Мартинеса Монтаньеса до развитого барокко Педро Рольдана. В творчестве первого интерес представляют образы Св. Иеронима (1600) и Св. Франциска Ксавьера (1619), а в творчестве второго — оформление алтаря в соборе Севильи (1670—1672). В Гранаде творчество Алонсо Кано развивалось от барокко к классицизму, что хорошо видно на примере «Непорочной» из ризницы собора в Гранаде (1655 г.). Хосе Рисуэньо — лучший представитель позднего барокко. В период, предшествующий взлету рококо, в Мурсии активно работал Франциско Салсильо. Каталония знаменита великолепным декором алтарей.

В отличие от Италии или Франции, где наряду с религиозной тематикой широко культивировалась и мифологическая, скульптура барокко в Испании носила сугубо культовый характер. Большой популярностью пользовалась деревянная скульптура, которая затем раскрашивалась. Характерным примером является Пьета (1617; Национальный музей скульптуры, Вальядолид). Эта скульптурная группа, выполненная Григорио Фернандесом, пронизана глубокой патетикой.


Лоренцо Бернини. Экстаз святой Терезы, Рим.
Лоренцо Бернини
Экстаз святой Терезы, Рим.

Скульптура Блаженная Лодовика Альбертони (1674 г.)
Лоренцо Бернини
Скульптура. 1674 г.
Блаженная Лодовика Альбертони

Святой Лонгин Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Рим.
Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680)
Святой Лонгин. Рим.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.