Numen Serapis et Serafim (Бог Серапис и Серафим)
СЕРАПИС, САРАПИС (греч. Serapis, от Osiris-Apis, Osarapis) — божество эллинистического Египта. Культ Сераписа, божества столицы Египта Александр основатель династии Птолемеев - Птолемей I Сотер (305-282 гг. до н. э.) при содействии египетского жреца Манефона и афинского философа Тимофея. Согласно сочиненному ими мифу, при воскресении бога Осириса в него вселилась душа священного быка Аписа (отсюда соединение имен). Культ был учрежден с целью сближения верований египетского и эллинского населения Египта.
После смерти душа, еще не высвободившаяся от тела, именуется Сераписом, а обретшая свободу — Осирисом. Римляне отождествили Сераписа с Юпитером. Существует предположение о заимствовании образа солнечного бога со змеем из Индии (инд. Ser-Adach). Плутарх (ок. 45—120) упоминает легенду, согласно которой «Дионис первым привёл из Индии в Египет двух быков, имя одного из них было Апис, другого — Осирис. Серапис же якобы — имя того, кто все упорядочивает, происходящее от „сайрейн" — слова, которое иные толкуют как „украшать" и „упорядочивать"».
Критикуя эту версию, Плутарх сообщает другую: «Птолемею Сотеру приснился колосс Плутона в Синопе, хотя царь его не знал и никогда не видел, каков его облик; и колосс приказал доставить его как можно скорее в Александрию... царь описал видение друзьям... И вот, когда статуя была доставлена... то рассудили, что это — изваяние Плутона, судя по Церберу и змее...» Описание статуи Сераписа, находившейся в Мемфисе, приводит Макробий — римский писатель V в. В этой, самой фантастической, версии у статуи было три головы: волка, льва и собаки. Подобный образ позднее использовали в качестве аллегории времени.
Сообщается также, что Сераписа изображали на спине крокодила (символ Нила), с линейкой в руке для измерения уровня воды во время разлива реки. Другой рукой божество придерживало трехголового зверя, обвитого змеёй. Рассказывали об огромной статуе, сделанной из цельного куска изумруда. Интерес представляют сведения о связи культа Сераписа с ранним христианством. В этой версии отмечают андрогинностъ образа Сераписа, его печальный, женственный лик, длинные волосы и фигуру, закутанную в плащ.
В 385 г. римский император Феодосии I Великий, желая прекратить идолопоклонство, издал указ об уничтожении идола Сераписа (лат. «De Idolo Serapidis Diruendo»). Римские солдаты ворвались в храм Сераписа в Александрии, уничтожили статую и сожгли библиотеку, находившуюся в храме, разрушили здание. Историк церкви Сократес позднее поведал о том, что топоры ломались от ударов по статуе, а в основании разрушенного храма воины увидели монограмму Христа.
СЕРАФИМ (греч. Seraphim, от др.-евр. Saraf — «жечь, сверкать») — в мифологии иудаизма и христианства — высший ангельский чин из первой триады (Серафимы, Херувимы, Престолы), наиболее приближенный к Богу. Описание Серафимов даётся в ветхозаветной Книге пророка Исайи: «Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:2-3).
Картина “Серафимы, Херувимы и Ангелы“. 1140 год. Италия.
|
Изображение Херувимов.
|
Храм бога “Сераписа“. Колоннада.
|