Тебризская школа
(от названия провинции Тебриз в Азербайджане)
Одна из школ живописной миниатюры на Среднем Востоке, получившая развитие в Тебризе (провинция Восточного Азербайджана на северо-западе Ирана). Изначально сформировалась в конце 13 – начале 14 века при дворе правителей Монголии Хулагуидов (ильханов), подвергшись влиянию живописи Дальнего Востока, когда Рашидаддин собрал в Тебризе каллиграфов и художников для переписки и украшения манускриптов. Для миниатюр свойственны большие фигуры с чётко обрисованным контуром, монголоидный типаж персонажей, китайские мотивы – «фениксы», «лотосы», «драконы» («Джами аттаварих» Рашид-ад-дина, 1314, 1306 гг.). В 30-х — 40-х г. XIV в. были созданы уникальные по выразительности изображенных сцен (особенно драматических) миниатюры "Шахнаме" (Музей изящных искусств, Бостон, и другие собрания).
В XV веке черты тебризской школы отразились в миниатюрах Шемахинской рукописи "Мехр и Муштари" (1456 г.), в антологии, выполненной Шараф ад-дином Гусейн Султани в Шемахе (1468 г., Лондон, Британский музей). Большой интерес представляют миниатюры художника XV в. Абдулбаги Бакуви (Стамбул, музей Топкапы). Наибольший интерес представляют иллюстрации великолепной рукописи "Хамсе" Низами (1481 г., Тебриз, каллиграф Абдул Рахим).
Новый расцвет тебризской школы в 16 веке при Сефевидах был тесно связан с работами знаменитых каллиграфов и миниатюристов – Мирза Али, Ага Мирека, Султана Мухаммеда, Мир Сеид Али, а также Бехзада (в 1522 г. поставлен во главе придворной библиотеки-мастерской — "китабхане").
Султан Мухаммед делал переплеты с лаковой живописью, эскизы для ковров и сюжетных тканей. Его жанровые сценки нашли вторую жизнь в коврах и тканях. О ценности их мягких материалов можно судить потому, что некоторые ткани и ковры были в буквальном смысле на вес золота. Венеция — одна из богатейших городов Италии могла позволить себе такую роскошь, как ковры с авторством Султана Мухаммеда. При этом мастере и его сотоварищах миниатюра становится не столько иллюстрацией текста, сколько украшением рукописи и, в конце концов, приобретает самостоятельное значение в виде листов муракка — альбома, в котором миниатюры чередуются с образцами каллиграфии. Излюбленными становятся «безразличные» сюжеты — пиры, приемы, охота, трактуемые декоративно и празднично.
Поэтому, даже в миниатюрах, содержащих социальные, обличительные моменты, прежде всего, бросается в глаза кавалькада всадников в пышных одеждах («Султан Санджар и старуха») или же радужная расцветка декоративно-красивых руин («Беседа Ануширована с совами», «Хамсэ» Низами, 1539—1543 г.). Красота художественной формы, колорит миниатюр, всегда радостный и жизнеутверждающий в творчестве Султан Мухаммеда, настолько прочно укоренились в искусстве миниатюры, что в течение нескольких десятилетий даже ведущие мастера не смогли освободиться от их влияния.
Султан Мухаммед имел много учеников и последователей, среди которых выделяются Мирза Али и его сын, а также Мир Сеид Али (миниатюры в Кембридже и Бостоне; Лондоне), сыгравший существенную роль в формировании монгольской школы миниатюры в Индии, руководя работой художников при дворе императоров Хумаюна и Акбара (1549—1570 г.). При его участии были созданы 4 тома 12-томной уникальной рукописи "Дастане Амир Хамзе".
Миниатюры начала XVI в. отличаются лаконичной композицией, сдержанностью колорита, простотой исполнения пейзажа. К этому времени тебризская школа миниатюры пришла "очищенной" от монгольско-китайского влияния. Только кудрявые облачка "Чи" и фантастические существа (драконы, фениксы) сохранились как изобразительные элементы в тебризской миниатюре. Эти изображения встречаются и в древнетюркской иконографии.
Становление нового стиля в казвинской миниатюре происходит в 70-е годы XVI века (Мухаммеди, Садиг бек Афшар, Зейналабдин Али Рза Тебризи и другие). Миниатюра становится ближе к станковым формам, упрощена композиция, больше графики, нежели живописи. Работы Мухаммеди (Бостон, Музей изящных искусств, Париж, Лувр и Санкт-Петербург, ГПБ) отражают новое направление и новую школу последней четверти XVI века. Большую роль в развитии тебризской школы того времени сыграло творчество Садиги бек Афшара. Он был историком, поэтом, каллиграфом, теоретиком искусства. Он написал трактат о живописи в стихах. Великолепным мастером орнамента, каллиграфии и блестящим монументальным художником (расписал стены дворца Чихил-Сутун) был Музаффар Али.
В зрелых произведениях тебризской школы неразрывно сочетаются изобразительное и декоративное начала, пейзаж трактуется не как условный фон, но как органическая часть композиции, развивается интерес к жизненности образов и жанровым подробностям, красочный строй отличается изысканной ритмичностью и мажорной звучностью. Наряду с книжными миниатюрами в тебризской школе создавались миниатюры и на отдельных листах (изображения знатных юношей).
Миниатюры азербайджанских художников конца XVI в. — иллюстрации "Гаршасы-наме" 1573 г. (Лондон, Британский музей) и "Шахнаме" 1576—1577 г. (Дублин, Библиотека Честера Битти), исполненные Садиг беком Афшаром, Мир Зейналабдином, Сиявуш беком, Музаффар Али поражают зрелостью мастерства. Они олицетворяют последний этап развития азербайджанской миниатюры. Упадок тебризской школы начинается с перенесением столицы Сефевидов в Казвин, затем в Исфахан.
Султан Санджар и старуха. С. Мухаммед. 1539—1543 г.
|
Юноша с книгой. С. Мухаммед. 1540-е г.
|
Хосров и Ширин слушают рассказы девушек. 1648 г.
|