A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Школа в искусстве

Галерея разнообразных школХудожественное течение, направление, в которое входит группа учеников – последователей какого-то художника. К примеру, венециановская школа. Или же группа художников, которых объединяет общая художественная манера и принципы творчества. К примеру, строгановская иконописная школа.

Термин «школа» относится также и к живописи, архитектуре, скульптуре, украшающей город или к отдельной области в том случае, если эти произведения имеют ярко очерченные стилистические особенности, а также хронологические рамки. К примеру, болонская школа. Термин может также  характеризовать национальное искусство целой страны, которому присуще яркое своеобразие черт. Например, голландское искусство.

Венециановская школа

Школа живописи и графики учеников и последователей (II-й четверти XIX в.) выдающегося русского художника Алексея Гавриловича Венецианова, преподававшего в Санкт-Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Венецианов был одним из основоположников русской реалистической школы в живописи, рисунке и литографии, причем одна из крупнейших заслуг художника заключается в разработке и систематическом применении методики преподавания реалистического рисунка.

Венециановская школа живописи (XIX в.)Искусство Венециановской школы не было повторением или даже развитием принципов, заложенных в искусстве Венецианова. Его творчество сочетало искреннее и простодушное восприятие повседневной жизни начала XIX в. с поэтической идеальностью фигур в духе Высокого классицизма (ампира). Как педагог, Венецианов избегал идеализации, характерной для его жанровых картин, и сосредоточивал внимание своих учеников на точном и тщательном изображении русской сельской жизни и природы.

Из венециановской школы вышли мастера портретной, пейзажной, жанровой, интерьерной живописи: Н.С. Крылов (1802—1831 г.), А.В. Тыранов (1808—1859 г.), Е.Ф. Крендовский (1810—после 1853 г.), Л.К. Плахов (1810—1881 г.), А.А. Алексеев (1811—1878 г.), А.Г. Денисов (1811—1834 г.), С.К. Зарянко (1818—1870 г.), Г.В. Сорока (1823—1864 г.) и целый ряд других значительных художников.

Следуя принципам учителя, мастера Венецианской школы изображали жизнь демократических кругов общества («Матросы в сапожной мастерской» А.Г. Денисова, 1832 г.), писали городские и сельские пейзажи («Рыбаки. Вид на озеро Молдино» Г.В. Сороки, 1840-е г.), интерьеры («Мастерская А.Г. Венецианова» А.А. Алексеева, 1827 г.), натюрморты. Произведения школы отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни.

Строгановская школа иконописи

Икона (Строгановская школа, XVII в.)Русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI — начале XVII в. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Однако авторами большинства икон были не строгановские, а московские царские иконописцы, выполнявшие также заказы Строгановых — ценителей изощрённого мастерства.

Для произведений Строгановской школы в целом характерен ряд общих черт: небольшой размер, утончённая миниатюрность письма, изысканность палитры (построенной в основном на полутонах, золоте и серебре) и плотность красочного слоя, графическая чёткость деталей, хрупкая, несколько манерная изнеженность в позах и жестах персонажей, богатство их облачений, сложная фантастика пейзажного фона.

Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.

Наиболее известные представители Строгановской школы: Прокопий Чирин, Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины (последний был государевым иконописцем), Степан Арефьев, Емельян Москвитин.

Болонская школа живописи

Голова фавна (А. Карраччи, Болонская школа, около 1595 г.)Одна из школ итальянской живописи. Заняла видное место уже в XIV в., выделяясь острой характерностью и экспрессией образов.

Однако, термин «Болонская школа» преимущественно связывается с одним из течений в итальянской живописи периода формирования и расцвета барокко. Болонская школа возникла после основания братьями Карраччи в Болонье около 1585 г. «Академии вступивших на правильный путь», в которой впервые сложились доктрины европейского академизма и формы деятельности будущих Художественных академий.

Художники Болонской школы живописи конца XVI — XVII в., опиравшиеся на внешне воспринятые художественные приёмы мастеров Возрождения, выполняли эффектные декоративные композиции на религиозные и мифические темы, монументально-декоративные росписи, разрабатывали тип монументальной алтарной картины, повлиявший на живопись эпохи барокко. Наиболее талантливый из братьев Карраччи — Аннибале — выполнял реалистические портреты, стал создателем т.н. героического пейзажа. В дальнейшем академизм Болонской школы превратился в отвлеченное и безжизненное художественное явление.

Самыми значительными представителями школы были братья Карраччи, и прежде всего — Лодовико, учредивший Академию искусств (по-итальянски Accademia degli Incamminati) и открывший этим путь академизму в искусстве, а позднее — мастера эпохи барокко: Доменикино, Гверчино и Гвидо Рени.

Голландское искусство

Зал голландской школы (1858 г.)В живописи Нидерландов сравнительно небольшое место занимали академизм, центром которого в начале XVII в. был Харлем, и барокко, спорадические влияния которого оживились к концу XVII в.

Ведущее место заняла национальная школа реалистической живописи, оказавшая огромное влияние на последующее европейское искусство. Творчество голландских реалистов выделялось непритязательным любовным изображением своей страны, жизненностью, естественностью образов, умением показать красоту и внутреннюю значительность скромных обыденных явлений, глубоким интересом к рядовым людям, повседневному быту, к окружающей среде, родной природе, миру вещей. Для голландской живописи характерны тонко нюансированная тональная гамма, мастерская передача материальности предметов, глубины пространства, прозрачности и влажности воздушной среды, многообразных оттенков освещения.

Голландские живописцы обычно специализировались в каком-либо из жанров, которые именно в Нидерландах полностью оформились и достигли высокого подъёма: это портрет, в том числе групповой (Ф. Хале), бытовой жанр, посвященный изображению крестьянской (А. ван Остаде) или городской (Я. Стен, Г. Метсю, Г. Терборх, П. де Хох) жизни, пейзаж (Я. Порселлис, Я. ван Гойен, Х. Сегерс, А. Кёйп, С. и Я. ван Рёйсдал, М. Хоббема), анималистический жанр (П. Поттер), натюрморт (П. Клас, В. Хеда, А. Бейерен, В. Калф), изображения интерьеров (П. Санредам, Х. ван Влит).

Голландский художник Р. Харменс ван Рейн
Голландский художник
Р. Харменс ван Рей.
1606-1669 г.

Рыбаки (Г.В. Сорока, Венециановская школа)
Рыбаки. Вид на озеро Молдино.
Г.В. Сорока. Венециановская школа.

Художница Э. Сирани (Болонская школа)
Художница Э. Сирани.
Болонская школа. 1658 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.