Иван Шишкин

Среди мастеров старшего поколения Иван Иванович Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге — небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. Здесь будущий живописец провел детские и юношеские годы.

Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Его отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Увлекался археологией, историей. Все свои познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву.

Несколько лет Шишкин проучился в казанской гимназии, но недоучился, вернулся домой, начал снова заниматься рисованием, чтением. Его очень сильно привлекал лес, Шишкин мог подолгу гулять по лесу, изучая его особенности. Так прошло около 4х лет, а затем Шишкин, получив разрешение отца, уезжает в Москву.

С 1852-го года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. В то время в преподавании широко использовались принципы педагогической системы Венецианова, с установкой на внимательное изучение натуры. Шишкин, будучи тихим, застенчивым, оказался в классе профессора портретной живописи Аполлона Николаевича Мокрицкого, поклонника Карла Брюллова. Определив большие способности Шишкина, Мокрицкий сумел направить его по верному пути, поощрял в нем интерес к натуре, увлечение пейзажем.

Шишкин много рисует с натуры в Москве и Подмосковье, копирует западноевропейских мастеров.

Окончив училище в 1856-м году Иван Шишкин поступает в Петербургскую Академию художеств. Главным учителем Шишкина всегда являлась природа. В этюдах, таких как "Камни в лесу. Валаам", он любовно и удивительно мастерски для начинающего художника передает поросшие мхом древние валуны, листья папоротника.

Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Успех в рисунке принес Шишкину в 1857-м году одну из первых академических наград — Серебряную медаль. Работы его были исполнены таким профессиональным мастерством, что академический совет постановил сделать их образцом для учащихся.

Академию Шишкин окончил в 1860-м году с высшей наградой — Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Но художник не торопится с поездкой, а отправляется в родную Елабугу, и только в апреле 1862-го года уезжает за границу.

Его пейзажи, созданные за границей и отмеченные внешне романтическими чертами — фигуры поселян, стада на пастбищах, — носили явные следы академической школы. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865-м году.

Ему уже сопутствовала известность. Рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" принесла художнику звание академика.

С приездом на родину в Шишкина словно вселились новые силы. Он сближается с членами Артели, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника.

Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. Илья Репин говорил о нем так: "Громче всех раздавался голос Ивана Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью... Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней."

Работы Шишкина, созданные в конце 60-х годов, знаменуют новый этап в творчестве мастера.

Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, и это мешает целостности образа. Примером таких работ является картина "Рубка леса". В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Лучшая работа этих лет — "Полдень. В окрестностях Москвы". Достоинство этой светлой по колориту, наполненной радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.

В 1870-м году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления — Товарищества передвижных художественных выставок. До конца своей жизни Шишкин оставался одним из самых активных членов Товарищества.

На вторую передвижную выставку Шишкин представил картину "Сосновый бор", явившуюся новым шагом в творческом развитии мастера. Художник сумел создать образ могучего, величавого русского леса.

В 70-е годы большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: "Лесная глушь", "Чернолесье", "Еловый лес". Шишкина привлекают обширные лесные массивы. Лучшие пейзажи того времени исполнены величавой торжественностью.

В 70-е годы художник стремится к большей обобщенности форм, цельности колористических решений. В это же время он достаточно сильно сближается с теоретиком и тонким критиком искусства Иваном Крамским. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал их преодолевать. Нередко они вместе жили и работали на даче.

Большую роль он отводил этюду и рисунку и почти не расставался с карандашом. Восхищаясь острой наблюдательностью и уверенностью, с которой Шишкин писал этюды, Крамской рассказывал: "...Когда он перед натурой, то точно в своей стихии: тут он и смел и ловок, не задумывается."

В это время Шишкин находится в зените славы, но впереди его ждали новые замечательные свершения. 80-е — 90-е годы — период повышенного расцвета таланта пейзажиста. Полотна "Дебри", "Сосновый лес", "Бурелом" по характеру близки к работам предшествующего десятилетия, однако трактованы с большей живописной свободой.

В 80-е годы Шишкин с увлечением продолжает работать над пейзажами, воспевавшими просторы родной земли. "Среди долины ровныя" — одна из лучших его картин — построена на противопоставлении безбрежной равнины и одинокого могучего дуба, словно парящего над ней.

Большой этюд "Сосны, освещенные солнцем" 1886 года — новая страница в творчестве Шишкина. Художником использованы цветные тени, рефлексы. Этюд словно пронизан солнечным светом. Это работа из серии пленэрных. Об успехах в этом направлении свидетельствуют и другие работы. В картине "Дубы" то вспыхивают на солнце, то погружаются в полумрак узорчатые листья. Легкие прозрачные тени скользят по деревьям, ложатся на освященную поляну. Так же широко известно полотно "Утро в сосновом лесу".

В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу ещё более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. В 90-е годы организованы две выставки работ художника. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста.

В 1895-м году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов. Это было подлинным событием в художественной жизни страны. Альбом включал 60 листов — все лучшие работы.

Блестящим итогом почти полувекового пути художника в отечественном искусстве стала картина "Корабельная роща" 1898-го года. Ее можно считать классической по завершенности, полноте художественного образа, монументальности звучания. В основу произведения легли этюды, сделанные в Елабуге. Роль Ивана Шишкина в русском искусстве оставалась столь же значительной и в те годы, когда в пейзажной живописи появилось множество великолепных произведений Левитана, Серова, Коровина.

Смерть к художнику пришла неожиданно. Иван Иванович скончался у мольберта 8 марта 1898-го года, работая над картиной "Лесное царство". После себя он оставил огромное художественное наследие. В сокровищнице русского искусства Ивану Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, пользуются огромной популярностью и в наше время.


Вид в окрестностях Дюссельдорфа.1865

Дебри. 1881

Тевтобургский лес.1865



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.