Превознесение


 Автопортрет. 1886
Многие критики говорили, что никогда не видели ничего такого живого у Шишкина, как сейчас. Действительно, в это время карины Шишкина наполнены воздухом, неким единством и колоритом. Но легко ли слышать опытному профессору Академии, который больше тридцати лет занимается изобразительным искусством, такую одобрительную критику, как о начинающем художнике? В 1886 был написан автопортрет, на котором изображен умудренный и задумчивый взгляд, немного растерянности.

На портрете читаются годы Ивана Ивановича – светлые дни и темные бури. А может быть, Иван Шишкин задумался над ответами на вопросы анкеты, которая в то время ходила среди художников.

- Какова ваша главная черта характера?
- Прямота и простота, – ответил Иван.
- Ваше главное достоинство? 
- Откровенность.
- Главный недостаток?
- Подозрительность и мнительность, - вновь ответил Иван Иванович.
- Что стало бы для вас величайшим счастьем?
- Одиночество.
- Кем бы вы хотели быть?
- Действительно великим художником.
- Ваш Девиз?
- Да здравствует Россия!

Именно эти ответы показывают нам истинное лицо художника, а также его живописи. В 1889 году состоялась семнадцатая передвижная выставка, на которой Иван Иванович решил показать свою картину «Утро в сосновом лесу». Идею картины подал Ивану Ивановичу Савицкий. По неточным данным, можно сказать, что первый эскиз картины принадлежит именно ему. Но точно так и неизвестно, работают ли художники вместе. На выставке в Петербурге картина подписана лишь именем Ивана Ивановича Шишкина. Но на следующей выставке в Москве на ней появляется и фамилия Савицкого. Вскоре Савицкий отказывается от авторских прав на картину, после этого его подпись под картиной была снята. В наше время в Третьяковской галерее картина выставлена лишь под подписью Шишкина.

Говорят, что работа Савицкого заключалась лишь в написании медведей. Возможно, Иван Шишкин убедил своего приятеля в том, что его прежняя работа – "Сосновый бор"- уже наделена темой утра – соснами и медведями. И где же тут соавторство? Нет ни одной картины, которая бы удостоилась такого количества репродукций. Медведи Шишкина это некий символ настоящей России. В начале 90-х годов художник был в зените своей славы. В газетах и журналах его называли Царем леса. Но Иван Шишкин стремился развивать и оттачивать свое искусство. Каждое лето и весну Иван Иванович выезжает на этюды.

Он ездит либо на петербургские острова – Крестовский, Каменный, либо в Беловежскую пущу. Шишкин считал, что каждый художник должен обязательно писать этюды. Также он должен иметь с собой записную книжку и альбом, для того, чтобы зачерчивать в ней все, что привлечет его внимание. Полагаться на память не стоит. Иван Иванович за три летних месяца успевал то, что многие не успевали и за три года. Очень часто Иван Иванович писал до наступления первого снега. В зимнее время Иван Шишкин занимался живописью в Петербурге.

В 1891 году издательство решило выпустить сочинения Лермонтова в честь юбилея со дня смерти. Эта книга должна быть прекрасно проиллюстрирована. В работе над книгой принимали участие самые знаменитые художники того времени – Васнецов, Нестеров, Врубель и Иван Шишкин. Иван пишет иллюстрации к двум стихам – «Сосна» и «Родина». На основе рисунков Шишкин создает картину «На севере диком». Многие сочли эту картину подражательной. Она чем-то напоминает картину Куинджи. У Куинджи и Шишкина были непростые отношения. Люди говорят, что однажды, увидев законченное полотно Шишкина, Куинджи взял кисть и поставил яркую току – огонек вдали. Может быть, получилось красиво, но неуважительно к работе художника.

Шишкин не любил эффектных приемов в своих работах. Он относился к этому спокойно. Он был постоянен в своих предпочтениях и вкусах. Иван Иванович в своих картинах показывал то, что было у него внутри, в душе. В 1891 году осенью открывалась первая персональная выставка Ивана Ивановича Шишкина в академии. Выставка открылась в честь сорокалетнего юбилея художественной деятельности автора. Она проходила вместе с выставкой Репина, который, шутя, говорил, что живут они только среди полей и лесов. Было похоже на правду, что он говорил. Шишкин на выставке представил более пятисот работ, от первых попыток писать маслом до копий репродукций.

По картинам можно было проследить рост мастерства знаменитого художника. Таких выставок Россия еще не знала. Но вместе с успехом пришли и отрицательные отзывы. Молодые художники возмущались колоритом картин Шишкина, а также его фотографичностью, натуралистичностью, рассудительностью и документальностью. Они говорили о том, как же скучна эта жизнь и картины Ивана Ивановича. Другие же говорили о том, что скоро вся Европа будет писать так, как это делает Иван Иванович Шишкин. Но даже самые положительные критики говорили, что у Шишкина довольно трудно найти философию в картинах, а также сложные движения души, которые можно найти у Левитана. Но каждое искусство является неповторимым. На картинах Ивана Ивановича Шишкина всегда можно найти могучие и превосходные сосны и дубы.

Многие в то время говорили, что трудно представить Россию без тех сосен, которые изображены на картинах Ивана Ивановича. Его пейзажи показывают духовное состояние автора и устремление ввысь. Именно в работах Ивана можно найти гармонию мира. Человеческие переживания просто отступают перед великой силой природы. Именно в этом вся философия Ивана Ивановича Шишкина. Природа на картинах Шишкина не противоречит человеку, а только показывает его отличную и прекрасную натуру. Очень много работ, после выставки осенью, были куплены Академией для образцов для работы в классах. Ивану было очень близко все, что касалось академии.

Иван Шишкин считал, что академия должна стать великим заведением, где должны обучаться художники, молодые и неопытные. В это время пошли слухи о том, что Общество передвижников терпит крах, Шишкин выходит из его числа. На собраниях, которые проходили в Петербурге в квартире Ивана Шишкина, его часто упрекали в связи с органами официального искусства. Иногда Шишкин для того, чтобы не отвечать резко, просто покидал собрания.

В 1893 году утверждался новых устав академии. Создавали индивидуальные мастерские, руководителями которых должны были стать художники. Некоторым передвижникам предлагали занять эти места. Так Иван Иванович Шишкин начал преподавать в академии. В это же время усилилось влияние импрессионизма и других течений в искусстве.

Иван Шишкин очень боялся не найти общего языка со своими студентами. Он приступил к занятиям и тут же начал работы над офортом, это не могло обрадовать его учеников. Наступал новый век, и ученики хотели найти что-то новое, поэтому предпочитали навещать класс Куинджи. Шишкин подал заявку об отставке в Академию. Последние годы Шишкин провел за работой и творчеством. Лето он провел на станции Преображенская. Очень часто просто бродил по городу, плавал на пароходе. Иван Иванович задумал построить в этих местах мастерскую или дачу и даже купил участок земли.


35a

18b

Лиственный лес на скалистом берегу. Валаам. 1859



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин. Сайт художника.